тел: (495) 233-5041
(916) 133-0647
E-mail: VasiliyKleymenov@yandex.ru
Russian  English

Концертная программа Об организации концертов Фоторепортажи концертов Контакты
Главная страница Театра Танца Фламенко Новости Театра Танца Фламенко Статьи о Театре Танца Фламенко О балетмейстере Театра Танца Фламенко О хореографе Театра Танца Фламенко О коллективе Театра Танца Фламенко Архив афиш Театра Танца Фламенко О танцевальной студии Театра Танца Фламенко Полезные ссылки



Интервью Василия Клейменова на радио "Сити-ФМ"

Часть I    Часть II    Часть III    Часть IV

 

Интервью с Василием Клейменовым. Театр танца фламенко.

- Расскажите, пожалуйста, о том, когда в Россию пришло фламенко. И чем Вы объясняете повальную моду на всякого рода «этно» и на то, что фламенко так здесь прижилось. То, что сейчас масса людей желает учиться танцевать, играть на гитаре…Ведь фламенко – это особое совершенно искусство, для которого требуется это самое дуенде - этот дух огня. Когда это пришло и почему это так любимо?

- Дело в том, что этот стиль и сам фольклор - он доступен и понятен всем народам. Ведь цыгане и их искусство принадлежат другим народам. Талант цыган в том, что они умеют подать искусство так, чтобы оно нравилось.

- Но, тем не менее, испанское фламенко - совсем особое.

- Особое, потому что произошло влияние испанской культуры, а все равно корень остался все тот же - цыганский. У нас есть доказательства влияния на Россию именно цыганской испанской культуры. Ту же взять цыганочку, цыганскую венгерку. Аполлон Григорьев уже потом написал стихи. А сама мелодия взята из испанской фарукки.

- Та самая знаменитая фарукка?

- Да. Вот, например, из моей жизни - история с Володей Высоцким. Он написал песню "Привередливые кони" - эта все та же фарукка, четыре четверти музыкальный размер, та же цыганочка. Мы тогда часто, это в начале 70-х годов еще было, встречались, беседовали, и он мечтал создать такую песню, где был бы выражен трагизм внутренней боли цыгана, его последнее желание - дожить, хотя бы допеть… И именно это он хотел заложить в этой песне, под которую (по его просьбе) я должен был танцевать, иллюстрировать эту тему. Я рад, что мне довелось общаться с ним в то время, когда все это создавалось. Жаль, что так и не довелось поставить танец.

- А Вы, как я понимаю, занимаетесь постановкой танцев.

- Да. И танцую.

- Инесса, очень много вопросов к Вам..

 "У меня высокий голос, могу ли я петь фламенко, могу ли я вообще петь цыганские романсы?"

Инесса: - Цыганские романсы, конечно, можно. И фламенко тоже. На криках, бывает, они поют. И, как правило, берут на регистр выше, предельный регистр. Например, низкий голос слышишь у мужчин, поющих фламенко, но они берут изначально тональность заведомо выше, чем им было бы удобнее петь. Это и есть специфика горлового пения "cante jondo", когда голос срывается в хрип - глубинное пение.

- Но как я понимаю основной цыганский голос - это все-таки такой сопатый, женский, низкий довольно?

- Не обязательно, и высокий тоже. Много знаменитых цыганских певиц с высоким голосом.

- Я вспоминаю Тимофееву, Лялю Черную - это все густой бас.

- Панина Варя?

- Панина Варя могла в любом регистре, насколько я помню, хотя в основном это был низкий голос. А вот любимая певица Пушкина - Таня Поваренок пела довольно высоко.

- Очень высоко.

.. и он ее как раз обожал за совершенно хрустальный распев."Ты бесценная прелесть, а не поваренок.." Совершенно чудесные ее воспоминания, наговоренные в старости так что все-таки, в конце концов, он и полюбил, да? Очень много вопросов. Вот, например, является ли гипноз наследственной способностью цыган?

- Да, силой воздействия в основном девочки владеют.

 - Серьезно?

-Да. И их обучают не мужчины, а только родилась девочка, их сразу начинают обучать старухи, умудренные опытом общения с людьми. Отгадывание их чаяний, боли и страданий уже закладывают с детских лет.

- А это вот вам, Инесса, это присуще в какой-то степени, гипноз?

- Нет, я думаю, что нет. Я даже не пробовала никогда.

- Как понимаю, вы семья, да?

- Да.

- Скажите, могут ли люди, занимаясь одной профессией, тем более искусством, мирно в семье уживаться? Я сам женат на писателе и знаю, что это такое. Это очень тяжело, особенно когда мы пишем вместе. Вот я сейчас ушел, меня сейчас нет дома, и знаю, что она без меня переписывает главу в совместной книге. Расскажите, как у вас все это происходит.

Инесса: - У нас, я считаю, немного по-другому. Все-таки Василий является создателем, творцом, я - его ученица. Следую всему тому, что он создал. И даже в нашей школе (Студия «Cante Jondo» при Театре танца фламенко – прим. ред.), где мы преподаем, это все его методика, его школа, его авторство. А я даю тот материал, который уже от него переняла.

Василий: - Мне посчастливилось, что у меня такая жена, которая, во-первых, очень одаренная, во-вторых - красивая, и настоящая актриса - на сцене. Это так редко бывает, мне просто повезло.

- Расскажите о ваших балетах основных, перечислите, и что сейчас можно где смотреть. - У меня сейчас постановка последняя, уже три года мы ее катаем "Flamenco-Duende De Mi Corazon" ("Фламенко - дух моего сердца"). Программа эта победила на Всемирном фестивале искусств в Эдинбурге в 2005 году. Концерты даем в Москве и других городах регулярно. Ближайшие пройдут 5 и 6 апреля в ЦДРИ, шоу-представление нон-стоп.

- Российская программа победила в Эдинбурге? Ну, блестяще!

- Нашу программу назвали лучшим танцевальным шоу на фестивале, событием фестиваля.

- Какое счастье, значит все-таки Россия и в области фламенко впереди планеты всей, да?

- Да, мы там очень много встречались с испанскими исполнителями фламенко, коллективами, обменивались впечатлениями. Они были потрясены, потому что многие говорили - нам теперь ясно куда идти, как меняться. Понимаете, они закованы в определенную школу, и не могут из нее никак выбраться. Начинают уже с танцами живота соединять, с акробатикой и еще с чем -то. А вот в нашем фламенко им именно это и понравилось - это цыганское направление.

- Вопрос от Маши, что такое «малагуэнья»?

- Песня. Песня о девушке. Она переросла в определенный жанр. Танец-песня.

- А что такое «фанданго»? - Фанданго - это тоже песня-танец. Это вообще очень интересная тема. У многих народов, например, в Латинской Америке, в Мексике, есть песня «Ла палома» - свадебная песня ("Голубка, моя голубка"), а у цыган – «фанданго». Это парный танец, перед тем как девушке отдать девичью "честь" жениху, в свадебную ночь они танцуют. Если Вы видели фильм, самый первый фильм Антонио Гадеса, там есть сцена, где цыгане во время свадебной церемонии, за стеной играют фанданго. Молодожены должны раскрепоститься, для того чтобы таинство могло произойти, начинают танцевать. И как только заканчивают танец, у них все это происходит, а потом выносят "честь". В это время цыгане за стенкой продолжают играть фанданго и развивать его до быстрого темпа, танцевать, мешать. Через это, мешая им, они силу любви проверяют. Насколько крепка любовь.

- Значит именно в том и заключается гениальность жениха, чтобы овладеть невестой, невзирая на бешенное цыганское пение? - В каком-то смысле. И проверяются чувства невесты, она должна доказать, что она так сильно любит, и все это ее не пугает, и не смущает. Я читал в испанских источниках, что некоторые считают этот танец неприличным, плохим. На мой взгляд, это просто танец, свадебный танец.

Инесса: - В нашей программе тоже есть такой танец. Сценический вариант, мы просто танцуем.

- Ну, я понимаю, что без всякой демонстрации обходитесь (смеется). А в нем есть какие- то ритмы специальные?

 - Да. Шесть восьмых - музыкальный размер.

- Как это? Простучите.

Василий - стучит, поет).

(Быков смеется) – Действительно, хочется всем этим заняться. О, это похоже на русский такой распев, свадебный.

- Фанданго бывает медленное, средний темп, а бывает и быстрый темп.

- А под конец все переходит в бешеный темп?

- Нет, нет. Это один танец, они берут средний темп, и все это так и идет. Небольшое развитие в конце есть. Бывает «фанданго пор булериас» - с развитием в конце. Быстрый - это «булериас».

- Вопрос форума: "Слышал, что надо танцевать фламенко только в черном и красном. Другие цвета не приняты. Это правда?"

 - Это художественный прием. Как классическое сочетание цветов. А так, можно в чем угодно. Цыганские краски самые разные - с росписью цветами, огурцами. Это уже потом пошли - горохи, сетки, гипюры в 60-х, 70-х годах. А настоящие, у меня есть рисунки художников цыган фламенко - в «закуточках», в горах, настоящие цыгане, как и у нас, пестрые ходят. Широкие юбки.

- Юбка широкая должна быть?

- Да, обязательно. А иначе они не смогут ничего украсть в узкой юбке.

- Замечательно! (Быков смеется)

- По две, три, четыре юбки. Вот поймали ее, вроде она украла. Почему она, в какой она была юбке? В синей. Смотрят - желтая, красная, а синей - нет. Уже сняли, спрятали.

- Замечательная функция цыганского костюма!

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

 
Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru 

designed by TDF

Концерт в ЦДУ Гастроли
по Израилю
Концерты
на разных площадках
Концерт в Казани Всемирный Фестиваль Искусств в Эдинбурге Гастроли Театра в Литве с шоу-программой "Ice Fire" Концерт Театра в Царицыно (Дом Оперы) Участие в шоу-программе Марии Бутырской "Лед и пламень" Концерт "Flamenco - Duende De Mi Corazon"